В январском номере журнала Popular Electronics за 1961 год была опубликована интересная статья Джима Кайла (Jim Kyle) «Sweet Sixteen» («Сладкие шестнадцать»). В апреле 1961 года за ней последовала вторая статья, озаглавленная «Sweeter With A Tweeter» («С высокочастотным динамиком слаще»). Обсуждение первой статьи можно найти на форуме Audio Karma [1].
Основная идея заключалась в создании Hi-Fi колонки с использованием массива небольших громкоговорителей, соединенных так, чтобы они работали как единое целое. Поскольку через каждый динамик проходит лишь небольшое количество энергии, при использовании комбинации из 16 синфазно соединенных друг с другом динамиков получилась акустическая система, способная без искажений пропускать через себя большую мощность. Кроме того, корпус, в котором монтировались динамики, можно было сделать довольно неглубоким, что является преимуществом для помещений, в которых не очень много свободного места.
Были предоставлены некоторые из предложенных схем подключения, но одна возможность была упущена (Рисунок 1).
![]() | ||
Рисунок 1. | 16 динамиков можно соединить между собой так, чтобы их полное сопротивление между двумя клеммами было таким же, как полные сопротивления отдельных динамиков. |
16 динамиков, расположенных матрицей четыре на четыре, могут быть соединены между собой так, чтобы их полное сопротивление на двух клеммах было таким же, как и сопротивление каждого отдельного динамика. Например, если каждый из динамиков имеет сопротивление звуковой катушки 8 Ом, сопротивление комбинации из 16 динамиков составляло бы те же 8 Ом.
Кроме того, я не понимаю, почему «Sweet 16» было выбрано в качестве какого-то особенного магического числа с точки зрения общего принципа работы. Мне кажется, что примерно тех же результатов можно добиться, создав массив три на три или пять на пять.
Схемы соединения показаны на Рисунке 2.
![]() | ||
Рисунок 2. | Можно было бы сделать матрицу размером три на три или пять на пять и добиться примерно тех же результатов. |
В каждом случае полное сопротивление будет таким же, как индивидуальное сопротивление звуковой катушки каждого динамика.
Что же касается выбора названий… Ну, не знаю.