Согласно действующему законодательству все электросчетчики в России, применяемые для коммерческого учета электроэнергии, должны обладать минимальным набором функций интеллектуальных систем учета. Такие счетчики – это «умные» устройства, ключевым компонентом которых является центральный микроконтроллер или микропроцессор. Правительством Российской Федерации разработан ряд мер по защите отечественных производителей радиоэлектронной продукции, в том числе и электросчетчиков. При этом методика определения, является ли продукция российской, – непростой вопрос, вызывающий дискуссии в отрасли. Инструментом решения этого вопроса является внедрение так называемой балльной системы, согласно которой производитель для признания своей продукции российской должен набрать установленное количество баллов путем локализации производства, применения отечественных комплектующих и т. п.
Однако определенное на сегодняшний день необходимое количество баллов для отечественных электросчетчиков фактически делает необязательным применение в них российских процессоров и микроконтроллеров: согласно последним изменениям Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 для 2022 года порог устанавливается на уровне 60, а для 2023 года – 75 баллов из 125 возможных. Такое количество баллов может быть набрано без использования российского центрального микроконтроллера, а прямое требование его применения в электросчетчиках в измененном тексте постановления отсутствует.
Возможные последствия этих изменений, а также текущую ситуацию с готовностью российской микроэлектроники к обеспечению данного рынка ключевыми электронными компонентами комментирует генеральный директор АО «НИИЭТ» Павел Куцько.
В любой сфере, связанной с производством, действует универсальный закон: чем больше размер партий, объем поставок продукции, тем ниже ее себестоимость. Микроэлектроника – это область, в которой данная зависимость выражена особенно ярко. Это связано, во-первых, с очень высокими затратами на разработку современных интегральных схем и на подготовку производства каждого типа кристаллов. Чем больше изделий выпущено, тем меньшая доля этих затрат приходится на каждое из них. Во-вторых, невозможно сделать только один или несколько кристаллов. В производство запускается не кристалл, а полупроводниковая пластина, на которой может содержаться несколько сотен и даже тысяч чипов. И если заказчику нужен всего десяток-другой микросхем, остальные чипы с пластины оказываются невостребованными. Поэтому при малых партиях цена микросхем оказывается просто заоблачной.
Здесь может возникнуть замкнутый круг: разработчик аппаратуры не закладывает в свои разработки определенные микросхемы, потому что они слишком дороги, а их производитель не может снизить цену, потому что эти микросхемы не закладываются в аппаратуру в достаточных количествах. К сожалению, в эту ловушку попала отечественная микроэлектронная промышленность из-за того, что долгие годы в аппаратуре со значимыми объемами производства, то есть в гражданской электронике, применялись почти исключительно микросхемы крупных зарубежных производителей.
С утверждением новой Стратегии развития электронной промышленности РФ, что произошло в январе 2020 года, забрезжил свет в конце туннеля: в данном документе делается ставка в том числе на формирование рынков сбыта для отечественной микроэлектронной продукции, что может разорвать этот замкнутый круг. Таким образом, уже два года российская отрасль микроэлектроники живет в ожидании крупного заказа от регулируемого рынка, который позволит предприятиям заработать средства для дальнейшего развития и достичь объемов выпуска, позволяющих снизить цену на свои изделия до приемлемого для гражданских заказчиков уровня.
На роль «первой ласточки» претендуют приборы учета электроэнергии: с введением новых правил замены электросчетчиков здесь открывается достаточно большой и в полной мере регулируемый государством рынок. Причем, в отличие от рынков вычислительной техники или телекоммуникационного оборудования, где требуются сложные процессоры, изготовить которые на данный момент можно только на передовых зарубежных фабриках, в области электросчетчиков нужны сравнительно простые контроллеры и другие интегральные схемы с давно освоенными российскими дизайн-центрами проектными нормами и отработанными технологиями. Компонентная база такого уровня в России уже разработана и выпускается, несколько отечественных дизайн-центров, включая АО «НИИЭТ», готовы предложить свои решения в этой области, а сроки изготовления ключевых компонентов для электросчетчиков позволяют в ближайшее время создать приборы учета с требуемым уровнем локализации.
Таким образом, причин для того, чтобы откладывать требование применения в этой аппаратуре ключевых компонентов отечественного производства, нет. Более того, промедление здесь приведет к негативному эффекту: фактически, к потере этого рынка для отечественной микроэлектронной промышленности на весь период, пока такого требования не появится, к продолжению ее стагнации, простаиванию производственных мощностей. И это в условиях, когда целый ряд предприятий, рассчитывая на этот рынок, занялись разработками в данном направлении, уже инвестировали в него.
Теоретически, этот рынок может быть компенсирован иными источниками, но другого столь же массового сектора сейчас не наблюдается и сложно ожидать его появления в обозримой перспективе. Ведь на рынке электросчетчиков речь идет о годовых потребностях в миллионы – десятки миллионов штук, а именно такие объемы нужны для того, чтобы цена отечественных компонентов если не стала ниже, чем у зарубежных аналогов, то по крайней мере оказалась приемлемой для разработчиков и производителей приборов гражданского назначения.
Стоит отметить, что для повышения применяемости отечественной компонентной базы в аппаратуре цена – важный фактор, но не единственный. Существует ряд не до конца решенных вопросов, что делает использование зарубежных компонентов просто-напросто удобнее. Это и вопросы доступности технической информации об отечественной ЭКБ, и наличия средств разработки, и программного обеспечения, и математических моделей отечественной компонентной базы, и ее присутствия в базах данных САПР, и ряд других аспектов, в значительной мере влияющих на привлекательность применения отечественной микроэлектроники.
С моей точки зрения, очень важно государственное регулирование в данной сфере. Я считаю, что рынок электросчетчиков при соответствующих требованиях по локализации откроет для микроэлектронной отрасли возможность выйти на устойчивое развитие – а это то, что можно и нужно сделать в ближайшее время.